|
|
|
Нюансы разработки сайтов - правильная навигация
В результате постоянного поиска своего Святого Грааля в Сети, то бишь сайта с полной информацией о какой-то интересующей теме, натыкаешься наподобие идеала. Налив чашечку кофе, пробегаешь восхищенными глазами пункты меню, жмешь на самое нужное и… попадаешь на страницу 404. Не доделали, как говорится, все только в проекте. А если и доделали, то бывает так, что через несколько переходов настолько заблудишься в структуре сайта, что только кнопка «назад» в браузере и сможет вывести назад из леса. Иногда и она помочь не сможет, если какие-то странички открываются в этой же вкладке, другие – в отдельной, а третьи и вовсе запускают копию браузера, да еще с рекламой. Как вы поняли, речь в данной статье пойдет о навигации на сайте.
Навигация для удобства пользователя разрабатывалась и стандартизировалась очень давно, со времен начала использования графических оболочек. И даже к простым решениям вроде меню в однооконных средах редакторов пришли не сразу. Что уж тут говорить о многооконных системах, а тем более о сайтах? Стандарты стандартами, но чаще всего их никто не воспринимает всерьез, сосредотачиваясь на визуальных эффектах. Кстати, хуже всего с этим обстоит на flash-сайтах, где кнопки принудительных переходов в браузере не работают.
В целях красоты и неведомой экономии места меню при разработке сайта куда только не пришивают: вверху, слева, справа (особенно занятно, если при этом отключают горизонтальную прокрутку страниц). Встречаются меню в центре и даже снизу, что вообще выглядит экзотично. И это на главной странице – а что же творится на остальных? Иногда на внутренних страницах меню вообще нет: вроде, «верной дорогой идете, товарищи!» – только вперед и ни шагу назад!
Чем хороши веб-студии, так это тем, что для них в подготовке сайта не существует незначимых мелочей. А уж навигация и вовсе не мелочь. Казалось бы, что сложного – реализовать взаимосвязи «вперед, назад, в начало, в конец»? Плюс раскрывание и скрытие меню? Между тем, сложностей даже здесь много. Например, можно легко нарушить вес сайта – 99% элементов меню будут вести на одну страницу, а 1% – на 1000 страниц, что потребует ввода дополнительных меню, ухищрений с навигацией страниц-«портянок», уменьшении тяжелой графической части. В этом случае структуру сайта нужно полностью переделывать, равномерно распределяя контент по разделам и уровням вложенности страниц. Такой процесс, в свою очередь, повлияет на карту сайта, ухудшит возможность ручной перелинковки страниц, запутает и разозлит поисковых роботов (и прощай, быстрая индексация!). Так что не все так легко и просто.
В блогах, как вы могли заметить, информацией «рулит» CMS, которая дает дополнительные шансы не потеряться в хаосе статей и комментариев. Каждая статья имеет теги, теги группируются для создания «облаков тегов», разделы отделяют одни блуждания мыслей автора от других, а карты блога и перелинковка действуют автоматически. В этом, кстати, большой плюс CMS, но для обычных сайтов системы управления контентом могут быть неприменимы. В этом случае планировку придется начать с другого конца – сначала вручную рисовать структуру вложений страниц, затем проектировать переходы, рассчитывать вес страниц, моделировать главное и вложенные меню. И при этом не допускать ляпов вроде висячих страниц и штатных страниц-заглушек – они бесят пользователей! Заодно соблюдаем баланс внешних ссылок, их достоверность.
Помните, люди любят, когда о них заботятся даже в мелочах, а плохая навигация на сайте не спасет даже при отличном и оригинальном контенте. holytrade
|